Евгения Савельева

Взаимосвязь методики преподавания ИЗО с трудами педагогов-новаторов


Конотопов В.Г. Савельева Е.С.

Вопросы методики преподавания художественных дисциплин (рисунок, живопись, композиция) и их связь с разработками, методами педагогов-новаторов в практике работы отделения «Живопись»

Методическая разработка
по дисциплине «Методика ИЗО»
специальность 070901 «Живопись»



81 страница

СОДЕРЖАНИЕ


Введение - 4

Часть I. Проблемы современной системы образования и обучения, актуальность обращения как к наследию классической педагогики, так и к наследию педагогов-новаторов - 7

1.1. Проблемы современной системы образования и обучения - 7
1.2. Актуальность обращения к классическим законам дидактики, а также к опыту педагогов-новаторов 2-ой половины ХХ века в условиях современной действительности - 11

Часть II. Методика проектирования учебного процесса И.П. Волкова, разработка и использование типов межпредметных связей в современном учебном процессе - 16

2.1. Разработки И.П. Волкова (методика проектирования учебного процесса, параллельные и блочно-параллельные системы обучения) -16
2.2. Практическое применение межпредметных связей в современном учебном процессе на отделении «Живопись» Суздальского художественно-реставрационного училища - 24

Выводы по части II - 39

Часть III. Использование опорных сигналов, комментированного управления, перспективного изучения Шаталова В.Ф. и Лысенковой С.Н. в методике преподавания художественных дисциплин - 40

3.1. Методы повышения эффективности учебного процесса, разработанные Шаталовым В.Ф. и Лысенковой С.Н - 40
3.2. Практическое применение методов Шаталова В.Ф. и Лысенковой С.Н. в процессе преподавания художественных дисциплин - 45

Выводы по части III - 55

Часть IV. Использование методов «педагогики экспрессии», «драматургии урока литературы» Ильина Е.Н. применительно к урокам станковой композиции в среднем специальном учебном заведении - 56

4.1. Методы эффективного ведения уроков литературы, разработанные Ильиным Е.Н - 56
4.2. Практическое применение методов Ильина Е.Н. в процессе работы над станковой композицией на отделении «Живопись» Суздальского художественно-реставрационного училища - 64

Выводы по части IV - 76

Заключение - 78
Литература - 81





Введение

Написание данной работы стало необходимо как отклик, ответ, реакция на сложнейшую ситуацию в системе образования. Процессы проявившиеся в 90-е годы XX века и планомерно перетекшие в первое десятилетие XXI века, к сожалению, распространяют свои тенденции на необозримое будущее.

Сложность ситуации в системе образования заключается в выпадении из системы дидактических принципов и законов, в разрушении и упадке методик по всему спектру научных, технических, прикладных, художественных и т.д. дисциплин, также заключается в расшатанности основ организации процесса обучения, а также в абсолютной оторванности процесса обучения от процесса воспитания.

Разрушение системы образования было продиктовано и слагалось из нескольких факторов: экономических кризисов начала и конца 90-х годов, сопряженными с общественными настроениями подавленности, потери жизненных ориентиров и целей ближайшего развития у мыслящей и трудовой части населения, отсутствия конкретной государственной политики, направленной на поддержку и развитие отечественного образования и производства, промышленности, а направленной на быстрое обогащение определенных политических слоев и чиновничьего аппарата (имеющих доступ к финансовым потокам), потеря приоритетов в обществе и общественном сознании созидательных профессий и созидательных форм деятельности: преподаватель, врач, ученый, рабочий и т.д.

Несмотря на кризисное состояние образования на сегодняшний день, авторы данной разработки активны в своей гражданской и общественной позиции, в своей практической работе со студентами, в научно-методических исследованиях, считая, что кризисное состояние можно преодолеть последовательностью и логикой, поэтапной постановкой и решением текущих педагогических задач, не скрывая свою инертность за расхожими в преподавательской среде ссылками на «обстоятельства», на «другое время», на «слабый набор» в группе и т.д.

В своей работе со студентами, соответственно и в данной методической разработке, авторы неизменно следуют классическим законам дидактики и дидактическим принципам, при этом опираясь на интуитивное чутье, открывают новое в методике художественных дисциплин, также анализируют опыт коллег, а именно группы педагогов-энтузиастов 2-ой половины XX века, получившей название «педагогов-новаторов».

Методическая разработка имеет целью раскрытие и исследование ряда вопросов в методике художественных дисциплин, а именно: эффективное планирование процесса обучения и установление межпредметных связей в художественных дисциплинах; поиски путей повышения качества процесса обучения художественных дисциплин за счет совмещения существующих методик ИЗО с методами, разработками Занкова, Шаталова, Лысенковой, Ильина, Волкова.

Методическая разработка включает в себя 4 части. В 1-ой части рассматриваются проблемы современной системы образования и обучения (назревшие вопросы, требующие экстренного разрешения), также происходит обращение к наследию классической педагогики с кратким обзором, акцентированием внимания на законах дидактики.

Акцентирование внимания на вопросах дидактики необходимо, т.к. вся последующая методическая информация будет так или иначе вытекать, связываться, перекликаться с классической дидактикой.
Также в 1-ой части рассматриваются педагогические концепции группы педагогов-новаторов.
Во 2-ой, 3-ей, 4-ой частях рассматриваются методические достижения, принципы каждого конкретного педагога-новатора в его профессиональной области (математика, история, литература, ИЗОдеятельность) с последующим переложением озвученных принципов, методических достижений на художественные дисциплины.

Данное переложение носит не только теоретический характер, но и неоднократно, в течение нескольких лет, опробовано в практической работе на отделении «Живопись» Суздальского художественно-реставрационного училища, о чем свидетельствует приводимый фоторяд выполненных ученических работ по рисунку, живописи и композиции.

Помимо вышеперечисленных целей и задач, данная методическая разработка на взгляд авторов решает еще одну функцию – помогает выстроить логику учебного процесса (как в больших, так и в малых формах), учитывая новые реалии сегодняшнего времени (как положительные, так и отрицательные), пытаясь сформировать логику учебного процесса живой, подвижной изменениям времени и, как следствие, меняющейся психологии восприятия действительности как учащегося, так и преподавателя.



Если вы хотите ознакомиться с этой разработкой в полном объеме, то обращайтесь к авторам (контакты имеются на сайте)



Возврат к списку

Рейтинг: 0
Добавить комментарий

Имя
Эл. почта
Защитный кодCAPTCHAТекст комментария