Евгения Савельева

Впечатления от мастерской художника

Впечатления от мастерской художника

Одновременно с живописью, с созданием своих картин художники нашего объединения пишут статьи об искусстве. Эти статьи в первую очередь помогают нам самим глубже понять суть душевных устремлений в творчестве, логику художественных процессов.  Большая работа в этом плане была проделана в преддверии юбилейной выставки «10 лет вместе». Мне очень радостно, что это, в свою очередь, сподвигло других  молодых художников к размышлению на темы искусства. Предлагаю вам ознакомиться со статьей, автором которой стал Владимир Ласков. 

"Впечатления от мастерской художника"

Наверное, всякий, находясь в галерее перед картиной, изображающей портрет какой-нибудь известной личности или, может быть, никому не известного человека, задавался вопросом: «А почему же художники пишут портреты?» В памяти всплывает огромное количество парадных портретов, изображающих королей, графов, чиновников и всякого рода людей, пожелавших себя увековечить при помощи искусства. Большей частью они вовсе неинтересны. На них не хочется смотреть, просто скучно, некоторые из них даже вызывают отвращение. Это похоже на фотоальбом с карточками неизвестных тебе людей. Очевидно, что в данном случае художник не испытывал к изображаемому человеку вовсе никаких чувств, он не нашел в нем ничего, что привлекло бы внимание, а просто при помощи своего мастерства зарабатывал на хлеб насущный. И в результате получалась просто хорошо сделанная картинка.

Но иные портреты не только вызывают интерес, но и прямо приковывают взгляд, завораживают. Невольно задумываешься, а в чем же разница, в чем «фокус»? Начинаешь сравнивать, рассуждать. Вроде бы и там картинка, и тут такая же картинка, те же краски, те же тысячи разноцветных мазков, но в одном портрете эти самые мазки и краски не вызывают никакого отклика, а в другом – пробуждают чувства, мысли и разного рода эмоции. Удивляешься тому, как художнику посчастливилось овладеть чем-то существующем, но не ощутимым. Каким-то духом, который, как оказывается, может быть перенесен на холст при помощи силы чувства и разума человека.

Сам же я, имея интерес к искусству, хотел, чтобы и с меня написал портрет настоящий художник. Мне было интересно даже не то, как я буду выглядеть на картине, какие мысли, чувства будут вызваны у зрителей, но больше всего я хотел увидеть своими глазами, как работает художник и попасть в мастерскую, где зарождается тот самый дух, который делает картины выдающимися произведениями искусства. Жизнь подарила мне возможность попасть в мастерскую к Савельевой Евгении Сергеевне. «В начале пути», так она назвала портрет, который написала с меня. Я ожидал заранее, что мастерская художника это не просто какая-то обычная квартира, а не иначе как храм искусства, где свершается великая тайна творчества. В этом храме я желал увидеть не только картины, которых я еще не видел, но и сделать для себя такие открытия, о которых не мог и подозревать.

Первым моим впечатлением от мастерской художника был тот теплый прием, с которым меня встретили. Шел я к Евгении Сергеевне с некоторым чувством застенчивости, которое тут же рассеялось от добродушия художника и таинственной атмосферы, царившей в мастерской. Приглашенный в комнату, на стенах которой висели невиданные мною картины, я сел на предложенное мне место. Чай, которым меня с заботой угостили, показался мне каким-то особенным, невероятно согревающим душу и тело. На мой вопрос из чего приготовлен чай, Евгения Сергеевна ответила, что чай самый обыкновенный, только с добавлением травяного. Так самые обычные вещи в мастерской художника, становились необычными, по какой-то неведомой мне причине. Но дальше мое недоумение насчет чая разрешилось. 

В мастерской картин было много, и каждая была интересна, но одна из них особенно привлекла мое внимание. Я стал смотреть на нее и все окружающее как будто померкло. К моему удивлению Евгения Сергеевна сказала, что поза, в которой я сидел в тот момент, характерна и попросила меня остаться в ней. Замерев, я стал смотреть на заворожившую меня картину. Через некоторое время я заметил, что внутри у меня пробуждаются непонятные, но знакомые чувства. Картина представляла собой пейзаж с глубоким пространством. Изображала она желтеющее поле, на фоне плотного, по-летнему голубого неба. Вдалеке виднелся дом, окраина деревни. Все внимание устремлялось к этому маленькому деревенскому домику, сквозь густой наполненный летним разнотравьем воздух, знойного дня. 

Все это окатило меня волной отрывочных воспоминаний из моего детства. И вот я вижу впереди бегущего ребенка лет пяти. Его босые ноги чуть поднимают пыль июльской проселочной дороги. Дорога, извиваясь змеей, пробирается сквозь густое пшеничное поле. Слышу невероятный звон сверчков и разного рода насекомых, обостряющих впечатление густого знойного воздуха. Ребенок вдруг исчезает из виду, начиная пробираться через густые заросли пшеницы. Его волосы, стриженные под горшок, сливаются воедино с еще недозревшими колосьями, видны лишь мелькающие розовые пятки. Он бежит к виднеющемуся вдали лугу. Добравшись, останавливается и начинает срывать одну за другой распустившиеся недавно ромашки. С пышным, по-детски нелепым букетом он бежит обратно. Вижу, он приближается к дому, к моему родному дому, и сразу понимаю, что этот босоногий ребенок я. И вот, ничуть не уставший от проделанного марафона, я бодрыми семенящими шагами разом забегаю на крыльцо, и оказываюсь в приятной прохладе прихожей. Захожу в дом и вижу маму в синем летнем платье. Она готовит праздничный обед, сидя за столом. Я тихо, робко подкрадываюсь сзади и крепко обнимаю ее. И видя мой подарок на свой день рождения, мое стеснение, она поднимает меня на руки и осыпает поцелуями в раскрасневшиеся щеки. Я сажусь рядом и радуюсь свершенному, а мама наливает мне теплый травяной чай. Я, наслаждаясь, пью его и понимаю что уже не рядом с мамой, а сижу в мастерской и смотрю на картину.

Воспоминания из детства - это путешествие в иной мир, уже неведомый взрослому, это страна гармонии и естественного, неразрушимого счастья. Воспоминание, которое может быть делает нас немного лучше, утверждает веру в добро и в возможность счастья в этом противоречивым мире. Искусство же является мостом к нашей душе, о которой мы так часто забываем в нашей суетной жизни. Эти воспоминания и мысли стали одними из самых ярких моих открытий в мастерской художника. За часы, проведенные в мастерской, я, как мне кажется, многое понял или, быть может, прикоснулся к пониманию чего-то важного. Но главное, что я убедился в том, что искусство не просто интересно, но имеет смысл.




Возврат к списку

Рейтинг: 3.66
Добавить комментарий

Имя
Эл. почта
Защитный кодCAPTCHAТекст комментария