Марина Зерщикова

Размышления об абстракции

Размышления об абстракции

Одной из самых актуальных тем в настоящее время, с моей точки зрения, является «Закономерность появления абстракции в творчестве художников». В течение этого года я буду работать над ней при написании курсовой работы. Хотелось бы поделиться своими мыслями на этот счет: в рамках данной небольшой статьи попытаться дать мое понимание термина «абстракция» и раскрыть  значение связанных с ним понятий.

Абстракция – это продукт деятельности человека в области науки и искусства, основанный на беспредметном мышлении и восприятии. Конечно, моя статья подразумевает живопись, поэтому сконцентрируемся на раскрытии этого понятия в ее контексте.

Беспредметное восприятие – это созерцание форм не по отдельности, а в отношениях с другими формами, со световоздушной средой. Предметное восприятие основывается на взгляде непосредственно на изучаемый предмет, при котором можно сделать анализ его частей, рассмотреть контур. В этом процессе задействована память. Мы помним, что такая форма называется кружкой, что она имеет приблизительно цилиндрическую форму с дном для жидкости и ручку, за которую держаться, для удобства использования. Соответственно рисуя ее мы относимся к ней предвзято, то есть по памяти на предыдущие. Контуры и составные части будут рисоваться по определенной схеме. Тут будет задействована и память о свето-тени, бликах, полутонах и полутенях. Однако, мы можем взглянуть на нее по-другому. Сидя за компьютером или книгой, неожиданно в поле зрения попадает часть стола с кружкой, мы не видим привычной формы, контуры расплываются из-за восприятия пространства до кружки заполненного световоздушной средой. Возможны различные варианты того, что мы увидим. Она может лишь поблескивать в плотном освещении вечернего освещения из окна или блистать ослепительными красками под прямым светом лампочки. Естественно и восприятие формы будет сильно меняться под воздействием различных источников света. Она может не иметь четкого разделения на свет и тень, может наоборот полностью быть в тени от лампы. Будет теряться привычное знание о предмете, человек будет воспринимать свет, воздух, какие-то непонятные, но очень красивые цвета. Это и является беспредметным восприятием действительности, а художник в этом случае будет передавать на своем полотне то, что видит, а не то, о чем имеет представление.
 
Наиболее ярким примером этого являются работы молодого владимирского художника Александра Звягинцева. Его этюды демонстрируют первый этап работы над картиной – передача цветовых отношений, определение колорита, как цветового строя, заданного источником света и воздушной средой. В его этюде «Пруд» мы не видим привычных предметов, но широкие красочные плоскости непонятных форм в пространстве. Его другие работы «Свет и тень» и «Улица Коммисарова» характеризуют процесс развития абстрактных форм в дальнейшем. Они становятся узнаваемыми, более привычными нашей памяти, однако благодаря беспредметному восприятию в его картинах сохраняется свето-воздушная среда и выразительность.

Казалось бы, все очень просто. Однако в современном искусстве появилось много явлений, которые называются абстракцией, однако им можно дать наименование «псевдоабстракция» Например, многие картины Кандинского принято называть абстракциями. Его произведения связаны как раз не с формами окружающей действительности, а являются или логически выверенным расположением цветовых пятен или просто эмоциональным набрасыванием цветовых пятен на формат картины. В пример можно привести его произведение «Наплыв импровизации». В этом процессе не задействованы органы восприятия, но лишь память и вызванные в прошлом ощущения. Так как они не проверяются относительно окружающей действительности, то все более отрываются от объективного мира. А значит, они не несут в себе познавательных элементов, а наоборот приводят к отрыву от действительности. Однако, стоит отметить, что именно благодаря Кандинскому в России распространилась терминология предметного и беспредметного видения, появление его теорий было закономерным. Он получил образование у мастеров, однако оно не было систематическим. Согласно его же словам, живопись с рисунком он объединить не мог.

Его работы раскрывают одну из закономерностей в развитии любого художника, а именно, если художник прекращает соотносить то, что он пишет с окружающей действительностью, то он перестанет развиваться и перейдет в область псевдоабстракций.

"Пруд" А. ЗвягинцевКандинский "Наплыв импровизации"


 
















"Пруд" А.Звягинцев                                                                                                           "Наплыв импровизации" В. Кандинский






Возврат к списку

Рейтинг: 3.44
Комментарии (3)
Илья Ответить
03.05.2013 14:44:02Говоря о том, что именно благодаря Кандинскому в России распространилась терминология «предметного» и «беспредметного виденья», следует отметить, что само понятие существовало за долго до его теоретических выкладок. В творчестве большинства художников, работающих с натуры, на определенном этапе создания живой (а не копийной) работы присутствует беспредметное и, как следствие, абстрактное начало.
Тимур Ответить
23.10.2013 00:31:30Применительно к этому тексту, приведу стихотворение, написанное благодаря выразительности картин, увиденных на сайте. Наполнившись ею, я взглянул в прошлое:

Черные ночи
Под осенним листом
Жгут фонарями
-
Политы дождем
Идущего в дом
В гости встречают
-
Вынести мебель
Пахнет вином
К столу приглашают
-
Каплет и каплет
В сырой темноте
Ночь ожидает

Безусловно стержнем придающим форму строчкам памяти и ощущений прошлого оказалась окружающая действительность. Для меня было удивительно то, насколько неожиданно и сильно меня коснулась живость картин, насколько легко писалось после них. Тем более это удивляло, что картины я смотрел не вживую, а с монитора. Второй раз это было, когда я шел по незнакомому музею и с трудом и переменным успехом удерживался от просмотра имени автора работы. И так как им я этого написать уже не смогу, приведу стишок здесь, может быть кому-то будет еще приятней выраженная благодарность.

Магазины 24 часа
Светлые бьются витрины
1го этажа.
-
Я вышел, пикала кнопка,
У водосточной трубы,
По мне, по карнизу жестоко
Падали-бились капли.

Спасибо вам за то, что делаете.
Марина Ответить
03.11.2013 18:23:33Тимур, спасибо за столь искренний комментарий.
Добавить комментарий

Имя
Эл. почта
Защитный кодCAPTCHAТекст комментария