Марина Зерщикова

Николай Петрович Сычёв - Глава II

Николай Петрович Сычёв - Глава II

Педагогическая деятельность Сычева оказала большую роль в формировании  многих художников и реставраторов. Начало этого педагогического пути было положено в Санкт-Петербурге. В школе при Обществе поощрения художников Николай Петрович вел курс по истории искусств. Кроме этого, он читал лекции по всеобщей истории во 2-ом кадетском корпусе имени Петра Великого. В 1917 году он стал преподавателем на кафедре русского искусства в Институте истории искусств, в 1919 избран профессором Петроградского Университета по кафедре русского искусства, в 1921 году – профессором Академии Художеств. 

Сохранились сведения о том, что даже в ссылке он пытался работать по профессии. Будучи переведенным в город Чистополь, у него появилась возможность преподавать живопись. Одним из его учеников в те годы был И.А.Нестеров (1911-1991 г.), художник, оставивший краткие воспоминания о своем учителе, с которым познакомился в краеведческом музее. Это было и очень тяжелое, и очень плодотворное время для Н.П. Сычева, лишенного всего и жилья, и пропитания. И.А. Нестеров вскоре поселяет Николая Петровича в своём скромном жилище. Николай Петрович познакомил своего ученика с такими видами искусств как живопись, графика и гравюра (офорт, линогравюра). То, что Сычев никогда не оставлял своих учащихся на произвол судьбы свидетельствует и тот факт, что переселившись в Москву он показывает работы Нестерова Грабарю и добивается зачисления своего ученика на третий курс Художественно-графического института.  
 

Роль Сычёва в формировании Владимиркой школы живописи. 

Наиболее масштабно педагогическая деятельность Сычева развернулась во Владимире. Здесь он преподавал в студии при Союзе Художников и при Доме народного творчества, читал историю искусств в Художественном училище. Эта работа во многом и стала тем фундаментом, на котором сформировалась «Владимирская школа живописи».  

Своим широким кругом знаний он смог поддержать или повлиять на многих владимирских художников своего времени. Среди самых известных его учеников были Ким Бритов и Валерий Кокурин. Его мастерскую посещали В.Потехин, В.Калошин, В.Пластинин, В.Юкин. Считали и считают себя его учениками не только многие живописцы, но и заслуженные реставраторы.  

О методике его преподавания говорить довольно сложно. Те разрозненные сведения, которые дают нам воспоминания его учеников, трудно составить в общую концепцию. Большой объем методического материала, который был выполнен Сычевым Николаем Петровичем по наставлению Союза Художников, так же не сохранился.  

Однако мы можем представить себе ее общий характер. Необходимо иметь в виду, что те кружки и студии, которые он вел, посещали не только в двадцатилетние юноши и девушки, но и уже состоявшиеся Владимирские художники.  Студию, где вел занятия Сычев, обязали посещать всех членов Союза Художников. В докладной записке по вопросу организации студии пишется так: «Изостудия высшей категории, организованная при Союзе художников, должна иметь коллективную форму обучения, где преподаватель выполняет в основном роль консультанта. В студии, где работают уже сформировавшиеся художники, необходимо оберегать их кредо и консультировать каждого в рамках его художественного творчества» . Эта общая концепция построения занятий обладала демократичной формой, однако по воспоминаниям учеников обладала вполне определенной направленностью. Он никогда не опаздывал и не пропускал занятий, проходивших по два часа три раза в неделю.  По отчетам его собраний становится видно, что Сычев вел три предмета. Среди них рисунок с гипса, с живой натуры, изучение техники масляной живописи.  

О характере методики преподавания мы можем говорить только со слов его учеников. В статье Севастьяновой приводятся слова Кима Бритова, из которых становится ясно, что Сычев разделял живопись на тоновую, свойственную молодежи, и цветовую, которой учил сам. Что именно понимал Сычев под цветовой живописью, а что под тоновой, мы можем осознать, опираясь на его этюды. Так «В парке Тимирязевской академии» заметен поиск художника не столько завершенности, сколько колористичности, выразительности и свежести восприятия. Есть и этюды, главной целью которых является завершенность, как например «Воскресенская церковь в Суздале». Здесь тонко запечатлены формы холма, на котором стоит сооружение, объемы облаков точно определены, даже на церковном шатре мы можем видеть мельчайшие формы. Это доказывает то, что художник владел в равной степени как тоновой, так и цветовой живописью.    

Педагогическую концепцию Сычева отчасти раскрывают слова Кокурина о том, что он сам стремился к «игре красок», а учитель направлял его всегда на более серьезное изучение рисунка. Со слов воспитанников становится понятно, что Николай Петрович учил их не только «технике рисунка». Вот что вспоминал Титов: «Он беседовал с нами, учил смотреть на мир широко, изучая искусство, понимать его суть, и внутренние взаимосвязи. Он стремился воспитать нас мыслящими людьми и художниками». Вероятно, поэтому и композицию он объяснял на примере работ художников. Севастьянова зафиксировала слова Кокурина о том, что таким образом, «очень понятно и доходчиво он говорил о композиции объемов, о пластике цветовых масс» . Как единственный в Союзе Художников человек с высшим образованием и профессор, он был очень уважаемым за свои энциклопедические знания.  

Работу в мастерских Николай Петрович чередовал с работой на пленэре. Так, по словам Бритова, они вместе писали несколько раз. Живопись учителя была свежей и живой, что впечатляло будущего известного художника . Все ученики Сычева относились к нему с уважением. Все это доказывает то, что Сычев повлиял на становление Владимирской школы живописи и на культурную жизнь областного центра в целом.


Роль Сычева в обучении реставраторов.

Николай Петрович преподавал не только изобразительное искусство, но и реставрационную науку.  Многие реставраторы были его учениками, например А.П.Некрасов, С.В.Ямщиков, А.Т.Силин. Сохранилась фотография, где представлена группа студентов Владимирского художественного училища, вместе с преподавателем. Среди них был и А.Д.Варганов, известные музейный работник, который вместе с Сычевым участвовал на раскопках в Кидекше. Из воспоминаний его учеников-реставраторов становится очевидным, что нового внес в их деятельность бывший директор Русского музея. Он, прежде всего, учил относиться даже к новейшим наслоениям живописи с уважением и осторожностью, к отчетной документации не подходить формально. Так пишут в общих воспоминаниях И.В.Модестова и А.П.Некрасов. «Отчет о реставрации мы научились превращать в научно-исследовательскую работу - с исторической справкой, описанием пробных расчисток, фотофиксацией, с результатами химических анализов и т.д. Это было новое, а потом вошло как образец при аттестации реставраторов» . 

Первый же выпуск художественного училища Сычев организовал в бригаду для реставрации Успенского собора. Это свидетельствовало о необходимости обучаемых кадров, о вводе их сразу же в практическое изучение своей профессии.

Переехав в Москву Николай Петрович также не забыл своих учеников. Например, Некрасов и Липин долгое время там работали. Вместе с ними он составил бригаду, которая участвовала в реставрации Собора Василия Блаженного. В 1954 г. была проведена комиссия, на которой Некрасов, Липин, Силин получили первые категории реставраторов. То, как уважительно относились ученики к своему преподавателю, свидетельствуют воспоминания Некрасова об открытии собственной выставки 1997 г. во Владимире в Княгинином монастыре. Она заняла очень обширную территорию, которую открывал портрет Николая Петровича Сычева, по методике которого он составлял реставрационную документацию.    









Возврат к списку

Рейтинг: 0
Комментарии (1)
Дарья Ответить
17.07.2016 07:00:48Спасибо за статью. Узнала о нем, посетив выставку Титова, который называет Сычева своим учителем.
Добавить комментарий

Имя
Эл. почта
Защитный кодCAPTCHAТекст комментария