Илья Конотопов

«Мы – не они! Они – не мы!»

«Мы – не они! Они – не мы!»

Статья о том, почему внешних факторов недостаточно для того, чтобы художников объединения Art-Navis причисляли к владимирской школе живописи.

Во второй половине 20-ого века на владимирской земле появились художники, чье творчество было связанно с поиском особой цветовой выразительности картин. Их живописные произведения хоть и отличалось от общепринятого искусства тех лет, но смогли постепенно найти поддержку среди критиков и коллег. Со временем ряды этих художников пополнились новыми авторами, которые перенимали опыт старших товарищей непосредственно от них самих. Самобытность и мощь этой группы живописцев позволила искусствоведам обозначить это явление как «владимирская школа живописи». Таким образом, этот термин стал неразрывно связан с именами таких художников как Бритов, Кокурин, Юкин, Мокров и Модоров.

Когда в начале 2000-х годов на территории Владимирской области начало формироваться объединение художников «Art-Navis»/«Корабль Искусств», то в средствах массовой информации его представителей стали нередко причислять к «Владимирской школе живописи». Аналогичная ситуация складывалась каждый раз и в тех случаях, когда художники объединения выезжали с выставками за пределы родного края. Связано это было, вероятнее всего, с двумя внешними факторами, которые лежали на поверхности. Во-первых, такая точка зрения опирается на общую географическую привязанность этих живописцев к одному и тому же региону. Во-вторых, подобные суждения основаны на эмоциональности и яркости цветовых решений, которые характерны как для произведений мэтров этой школы, так и для творчества артнавистов. При этом в своих интервью мы всегда говорим о том, что термин «Владимирская школа живописи» связан с именами конкретных художников, и пытаться объединить нас в единое целое будет не совсем корректно. 

Так почему же мы не применяем по отношению к своему творчеству термин «Владимирская школа живописи»?  Ответ  на этот вопрос мы сможем найти, если детально рассмотрим каждый фактор в отдельности. 

Географический фактор. Давайте задумаемся, а достаточно ли географической привязки к одной местности для того, чтобы приписывать художника к той или иной школе? Согласитесь, что современный живописец будет выглядеть нелепо, если попытается назвать себя, например, художником «Барбизонской школы» (Французская школа XIX века,  получившая название от деревни Барбизон в лесу Фонтенбло) только потому, что он поселился в тех же местах, где работал Руссо, Милле и Дюпре. По этой причине не уместно применять термин «Владимирская школа живописи» и в отношении современных художников только потому, что они ходят по тем же улицам, где в свое время творили Бритов, Кокурин и Юкин. Это справедливое наблюдение можно адресовать не только к объединению художников Art-Navis, но и ко всем другим современным живописцам нашего региона.

Фактор цветовой живописи.  Наши живописные произведения, как и произведения мэтров владимирской школы, действительно характеризуются цветовой насыщенностью, сложностью колористических решений, эмоциональностью и широтой письма. Но достаточно ли этого для того, чтобы отнести нас именно к этой школе, или приверженность эмоциональной и цветовой живописи указывает на что-то иное? 

Размышляя на эту тему, мне вспомнились труды И.Э. Грабаря – советского художника, реставратора и искусствоведа, который говорил о полярности искусства германского и романского мира. В своих исследованиях он доказывал, что картины представителей «германского мира» являются лишь «засушенной подделкой под «стариков», в то время как живописные искания представителей   «романского мира» в большей степени тяготеют к эмоциональной и чувственной стороне искусства. Мне кажется, что эта мысль актуальна не только для художников рубежа XIX и XX века, но и для современных авторов. Если мы воспользуемся терминологией, которую предлагает нам  И.Э. Грабарь, то и творчество современных художников удастся отнести к тому или иному «миру». 

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что представители Владимирской школы живописи и наша группа художников являются частью более широкого явления в искусстве, называемого «русская реалистическая школа живописи», которая, в свою очередь, впитала в себя многие традиции «Романского мира» в искусстве. Эмоциональность и цветовая насыщенность картин, безусловно, отделяет нас от огромного количества современных художников, которые развивали в себя традиции немецкой школы. Но сам по себе этот факт не дает оснований для того, чтобы назвать нас последователями Бритова и Юкина.

Доказывая тот факт, что внешних факторов недостаточно для причисления художников объединения Art-Navis к владимирской школе живописи, важно упомянуть о том, что наше поколение с уважением относится к мэтрам этой школы, а те, в свою очередь, не раз оказывали нам поддержку. Именно такое чувство уважения не позволяет мне и моим друзьям примазываться к заслугам и славе мастеров этой школы. Именно это чувство и побудило меня к написанию подобной статьи. 




Возврат к списку

Рейтинг: 3.3
Добавить комментарий

Имя
Эл. почта
Защитный кодCAPTCHAТекст комментария