Марина Зерщикова

Фигурное катание в моей жизни

Фигурное катание в моей жизни

В жизни часто возникают совпадения, я уверена, что это проявление неких невидимых закономерностей. Так, несколько месяцев назад у меня появилось желание написать о своем увлечении фигурным катанием, но вот катастрофически не хватало времени. Наблюдая в социальных сетях за новостями этого вида спорта, обнаружила объявление о конкурсе на лучшее сочинение. Организаторы объявили тему - «Фигурное катание в моей жизни»! Совпадение было очень похоже на то, что сама природа говорила мне: «Необходимо его написать». Незамедлительно приступила к воплощению своих мыслей на бумаге. Ниже привожу текст моего сочинения, занявшего первое место и принесшего мне книгу о фигуристах Максиме Транькове и Татьяне Волосожар.

«В мою жизнь фигурное катание закрадывалось потихоньку с детства, а последние несколько лет уже стало играть определенную роль. Никогда не каталась сама на коньках, а точнее сказать, имела опыт встать на них, найти ненадолго баланс и пару раз упасть. Однако, с ранних лет помню, как всей семьей смотрели соревнования по этому виду спорта. Меня тогда привлекали изящество и красота спортсменок, свобода и легкость их движений, эффектность прыжков. Конечно же, все просмотры сопровождались желанием, чтобы наши фигуристы были лучше всех!

Осознанным вниманием к этому виду спорта одарили меня прокаты Евгении Медведевой на чемпионате мира 2016 года и документальный фильм о ней и ее тренере на тот момент Этери Тутберидзе. С тех пор начала стараться следить за основными выступлениями фигуристки, а потом уже - изучать заранее графики проведения Гран-при (взрослого и юниорского) и Чемпионатов (Мира, Европы, России).Постепенно, фигурное катание для меня стало не только приятным зрелищем в часы отдыха, но и дополнительным источником вдохновения. Теперь оно может настраивать на самостоятельное творчество, так как у этого вида спорта много параллелей с искусством. Приведу в пример две из них. 

Во-первых, через свои программы тренеры и фигуристы могут передавать чувства, переживания, «часть своего внутреннего мира» (слова Этери Тутберидзе), как и в разных видах искусства. Они стараются создавать образы, некоторые из которых получаются достаточно глубокими. В пример можно привести произвольную программу Евгении Медведевой под названием «Слышу - не слышу». Идея создания образа принадлежала тренеру, а навеяна была переживаниями за ее дочь, которая в детстве перенесла постановку неправильного диагноза, вследствие чего потеряла частично слух. Однако контекст программы более глубокий, связан еще и с уходом из команды Юлии Липницкой, фигуристки, получившей Олимпийское золото в 16 лет. Анализируя программу Евгении Медведевой, тренер говорила, что она еще и «про то, что, наверное, мы все чуть-чуть друг друга не слышим».

maxresdefault.jpg    medvedeva 2016.jpg    pZjqEVTvIME.jpg

Действительно, людям свойственно часто замыкаться в себе, в своем внутреннем мире, воспринимать не окружающую действительность, а все больше погружаться в фантазии и иллюзорные представления. Евгения Медведева в своей программе раскрыла процесс освобождения от страха открыться окружающему миру, постепенно, получая от увиденного и услышанного яркие впечатления, она преобразуется в счастливую и не скованную страхами девушку. Вот как об этом рассказывает сама исполнительница: «Я в себе… Я попытаюсь открыться… Я смотрю по сторонам и не понимаю, как… как воспринимать этот мир, я боюсь, я обратно закрываюсь, а потом понимаю, то, что слышишь… это не так уж и плохо, это прекрасно… мне нравится, я хочу здесь жить». Таких программ, наверное, достаточно много, вспоминается сразу же образ Юлии Липницкой «Девочка в красном пальто» по мотивам фильма «Записки Шиндлера». Как художнику мне было радостно посмотреть попытку перенести художественный образ Пикассо «Девочка на шаре» в фигурное катание. Ее исполнила Камилла Валиева. Я уж не буду брать примеры из программ мужчин-одиночников или танцевальных пар…. Получится сплошное перечисление.

Вторая параллель фигурного катания с искусством заключается в психологической составляющей, в родстве принципов воспитания и образования в этих двух видах деятельности человека, что прослеживается при ознакомлении со сложными судьбами фигуристов. Наблюдаю, как последнее время соревнуются в четвертных прыжках юниоры (Александра Трусова, Алена Косторная), как совершенствуют свои навыки, взрослея, девушки-одиночницы (Евгения Медведева, Елизавета Туктамышева), с какими проблемами они сталкиваются при этом. Заметно, что особенно сложно поддерживать в фигурном катании титул чемпионки от соревнования к соревнованию. В основном около 16 лет дети выходят во взрослый спорт и начинают сталкиваться с жестокостью прессы, которая то возносит их на пьедестал, то за любую ошибку ввергает в грязевую пучину, особенно если в таком возрасте кто-то из фигуристов получил олимпийское золото. Так много в их жизни факторов, заставляющих сломить волю, отказаться от мечты, стать «как все».

К примеру, в одном из своих интервью Этери Тутберидзе рассказала о состоянии олимпийской чемпионки Алины Загитовой: «Я не хочу говорить, что мы уже справились со всеми трудностями, но мы движемся к этому. Это было тяжело. Такое случается, когда ситуация играет против спортсмена, когда к нему есть требования, и, хотя Алина делает всё, что может, ей кажется, что она не движется. Это похоже на то, что она бежит изо всех сил, но остается на месте».

Тренер имела ввиду процесс взросления фигуристки уже после получения олимпийской золотой медали. Как я поняла, это осложняет прокаты из-за изменений в фигуре, вслед за ней и координации, мышечная память прекращает функционировать как нужно, как будто заново учишься выполнять прыжки. А общество смотрит внимательно за молодой спортсменкой, оно ожидает дальнейших побед, пресса стравливает ее с коллегами, во имя появления «злого соперничества»!

Подобные сложные процессы бывают в любой деятельности, и в изобразительном искусстве тоже, это можно перенести на те трудности, с которыми сталкиваются молодые художники. Общество требует от них социального положения, финансовой самостоятельности, личных эффектных достижений, успеха и многого другого, что молодой человек не в силах дать сразу, так как ему нужна поступательность в развитии, просто необходимо стать уверенным в своих навыках, нарабатывать опыт. Тут-то и может казаться, что ты «бежишь изо всех сил, но остаешься на месте». Если же вестись на поводу у общества, которое то бездумно захваливает, то ругает по каждому поводу, теряешь себя, начинаешь не поступательно развиваться, а в угоду кому-то или, наоборот, в противовес, совершать поступки. Так можно на всю жизнь остаться поломанным! Чтобы этого не произошло необходимо понимание со стороны преподавателя, коллег, и близких людей, отсутствие с их стороны завышенных требований, понимание ошибок. Можно найти поддержку в сложные моменты и у незнакомого человека, просто прикоснувшись к его сложной судьбе.

Такую роль играет в моей жизни фигурное катание! Это одна из частей моей жизни, которая побуждает вспомнить тот факт, что ничего просто в этой жизни не дается, талант без трудолюбия, осознанности и сильной воли погибает. Просмотры фигурного катания и прочтение интервью с фигуристами и их тренерами побуждают поддерживать в себе чувство быть собой, оставаться художником, не стремится за почестями и славой любой ценой, не вестись на поводу у общества, а делать то, что ты можешь в данный момент, чувствовать жизнь вокруг себя и ценить взаимоотношения с близкими людьми, понимающими, что ты делаешь."





Возврат к списку

Рейтинг: 3.44
Добавить комментарий

Имя
Эл. почта
Защитный кодCAPTCHAТекст комментария