Марина Зерщикова

Бритов и Левитан

Бритов и Левитан

Картины Кима Николаевича Бритова, стоящего у истоков формирования Владимирской школы живописи, находятся в государственных музеях, русских и иностранных частных коллекциях. Многие галереи конкурируют за обладание его работами. В чем же такой успех его картин? Мы можем рассмотреть в целом его творчество, можем по отдельности проанализировать произведения, но более четко перед нами предстанут его достижения если сравнить их с работами мастеров, бесспорно, причисленных к классическому наследию русской культуры.

Одним из лучших пейзажистов истории русского искусства принято считать Левитана.  Его картина «Березовая роща» передает настолько выразительно свето-воздушную среду, естественность и живость изображенного, что кажется - за картинной рамой настоящая природа. Бритов в произведении «На пчельнике» писал тот же мотив только с ульями, однако его колористическое решение сильно отличается. Отсутствие теней и охристо-желтые цвета в свету, создают ощущение теплоты и мягкости, придают картине некое очарование. Она воспринимается по сравнению с «Березовой рощей» декоративно, хотя от этого не теряет живость. 

Почему же работы Левитана смотрятся так реалистично, а картины Бритова К.Н. - декоративно, но обе являются ценными экспонатами музеев и частных коллекций? Рассмотрим их более подробно. «Березовая роща» Левитана организована благодаря диагональной структуре, уравновешенной падающими теням на первом плане с левой стороны картины. «На пчельнике» Бритова  имеет перспективно-пространственную структуру, еле заметные падающие тени подчеркивают ее. Композиция уравновешивается благодаря симметричности расположения основных композиционных объемов. Так акцент картины расположен чуть выше ее центра, а на первом плане на одинаковом расстоянии от рамы расположены две березы. Симметричность дополняется динамикой. С правой стороны холста по нарастающей развивается ритм стволов берез, слева он уравновешивается группами ульев и покосившимся домиком.

Итак, мы видим, что в обеих картинах использованы средства композиции: ритм, симметрия, асимметрия, динамика, выявление акцента с помощью соподчинения объемов. Не они характеризуют разницу в восприятии картин. Наиболее важное место при анализе данных произведений искусства стоит уделить тоновым отношениям и колориту, а также способу трактовки формы. Наиболее отчетливо это заметно при анализе отношений первого и последующих планов.

В картине Левитана первый план насыщен деталями, так среди травы мелькают цветы, а стволы берез со сложной пятнистой расцветкой еще и неравномерно освещены солнцем. Тонко намечены веточки двух берез с правой стороны картины, между ними - естественное пространство и глубина, позади виден дальний план, на котором падающие тени и свет по тону объединены, разница между ними ощущается только благодаря цветовой разнице.

Вернемся к картине мэтра владимирской школы живописи «На пчельнике». Группа из берез на втором плане по пространству кажется на первом, а береза и рябина теряются. Пространство между ульями и первым планом также нарушено. В целом все березы решены контурно, одинаково.  Они не так мягко списываются, не так мягко утопают в воздушной среде и солнце. Тоже самое свойственно и кронам берез. Трактовка их форм очень похожа, однако пейзаж не теряет от этого живости. Естественные, выразительные цветовые отношения компенсируют условную трактовку пространства.

Итак, двух художников объединяют общие принципы написания картин с натуры, общие задачи передачи впечатления от окружающей действительности. «Березовую рощу» принято считать первым импрессионистическим пейзажем не случайно, картина же Бритова К.Н. до сих пор не оценена по достоинству. Однако они обе явились важным звеном не только творческого пути мастеров, но и истории искусств.

И. Левитан






Возврат к списку

Рейтинг: 3.3
Добавить комментарий

Имя
Эл. почта
Защитный кодCAPTCHAТекст комментария